Устройство блока цилиндров Камаз-740
Блок цилиндров Камаз-740 представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из легированного серого чугуна как одно целое с блоками цилиндров и верхней частью картера. Высокая жесткость блока Камаз-740 обеспечивается разделением карточного пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением и низким расположением плоскости разъема верхней половины картера с масляным поддоном (значительно ниже оси коленчатого вала). В верхней части блока цилиндров Камаз-740 под углом 90′; расположены два ряда цилиндровых гнезд и вставные ;мокрые; гильзы с привалочными поверхностями под головки цилиндров. Левый ряд цилиндров Камаз-740 смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой двух нижних головок шатунов на общую шатунную шейку коленчатого вала.
Модели и характеристики блоков цилиндров КАМАЗ
КАМАЗ выпускает много моделей и модификаций двигателей экологических классов от Евро-0 до Евро-3, однако все они основаны на применении трех типов блоков цилиндров:
Блок КАМАЗ 740.10 (и 7403.10);
Блок КАМАЗ 740.21 Евро-1, Евро-2;
Блок КАМАЗ 740.21 Евро-2 под ТНВД Bosch.
Вне зависимости от модификации все блоки изготавливаются из серого чугуна марки СЧ 21-40 и подвергаются закалке токами высокой частоты. В качестве материала для крышек подшипников, испытывающих меньшие нагрузки, чем блок, используется ковкий чугун КЧ 35-10. Высокочастотной закалке подвергаются и гильзы цилиндров, чем достигается их прочность и надежность.
В настоящее время блоки цилиндров для двигателей КАМАЗ изготавливаются только на ОАО «КАМАЗ».
Ремонт блока цилиндров двигателя Камаз-740
Наиболее распространенными дефектами блоков цилиндров двигателей являются:
трещины на стенках водяной рубашки блока цилиндров; трещины перемычек между цилиндрами;
задиры, прижоги, деформация, износ или несоосность гнезд вкладышей коренных подшипников коленчатого вала;
износ торцов 5 опоры коренной шейки коленчатого вала; износ отверстий во втулках распределительного вала;
износ посадочных поверхностей под втулки распределительного вала;
износ или деформация посадочных гнезд под гильзы цилиндров;
коробление поверхностей сопряжения блока цилиндров с головками цилиндров;
трещины в каналах масляной магистрали.
Наиболее распространены такие дефекты головок цилиндров:
обрыв шпилек крепления форсунок и стоек коромысел;
ослабление посадок седел клапанов;
износ фасок седел клапанов;
кавитационный износ отверстий (втулок), через которые проходит охлаждающая жидкость.
Трещины на стенках водяной рубашки блока цилиндров заваривают. Клеевые композиции для заделки трещин на стенках водяной рубашки блока цилиндров при их капитальном ремонте не применяют, так как под влиянием высокого теплового режима двигателя прочность клеевого состава нарушается.
Для заделки трещин на стенках блока цилиндров двигателя клеевые композиции могут быть применены только на непродолжительный период работы двигателя.
Заварку трещин на стенках водяной рубашки могут производить без подогрева и с подогревом блока по правилам сварки деталей, изготовленных из чугуна. Заварку трещин блока без подогрева производят электродуговой сваркой постоянным током обратной полярности. В процессе заварки нельзя допускать нагрев.